эта непонятная молодежь 8

 
 

эта непонятная молодежь 8




«МЕТАЛЛ» И МЕТАЛЛИСТЫ
Из книги «Лектору о современном мире»: «Теперь о «металлистах». Почитатели этой музыки — ребята в возрасте 15—20 лет, причем границы эти имеют тенденцию к расширению («металлом» интересуются и 12-летние, и довольно взрослые люди)».
Из письма в ленинградскую газету «Смена»:
«Добиваться признания у старших того, что металл' рок нужен молодым? Зачем, спрашивается, нам нужно их признание? Пускай себе скрипят зубами от злости... Л мы будем ее впитывать и рядиться в браслеты и це¬пи. Хватит доказывать свое право на существование! Мы должны быть независимыми! И еще. Металлисты — это не только металлический рок, но и протест.
Группа металлистов Московского района».
Из письма в киевскую газету «Комсомольское знамя»:
«Хеви-металл» пользуется сейчас популярностью сре¬ди определенной части молодежи. Приходят «металли¬сты» и к нам на дискотеку. Иногда ведут себя вызыва¬юще. Как с ними быть? Не раз задумывался над этим. Считаю, ни в коем случае нельзя запрещать, преследо¬вать. Надо разъяснять, пытаться переубедить.
Ю. Прокопенко. Ведущий дискотеки».
Из сообщения корр. ТАСС в Сан-Франциско Ю. Алгунова:
«Комиссия по делам подростков штата Калифорния в своем докладе о воздействии «тяжелого металличе¬ского» рока на молодежь утверждает, что «хеви-ме¬талл», «сатанинский рок» и «рок панков» служат толч¬ком к созданию новых хулиганствующих групп, разгулу малолетней и подростковой преступности. Большинство слушателей и поклонников «хеви-металл» — это члены банд и хулиганствующих групп. В крупнейшем амери¬канском штате их число превышает сейчас 75 тысяч че¬ловек. Под влиянием такой «музыки», сопровождаемой дикими выходками и искусной имитацией драк а убийств, насилие и наркотики становятся «законом» их жизни».
Из статьи корр. АПН Андрея Назарова:
«Рок вообще — это здорово. «Металл» конкретно – нечто прямо противоположное. Мнение, что каждое му¬зыкальное направление имеет право на существование, не утешает. Надо решать. Надо выбирать. Или рок. Или «металл».
Из выступления композитора Олега Гусева: «Для музыкантов группы «Август» имена Гайдна, Баха столь же близки, как и названия «металлических» групп «Акцепт», «Металлика», «Алькатраз». Вся наша программа, сделанная в стиле «тяжелый рок» — попыт¬ка навести мосты между классическими канонами и сов¬ременной музыкой. И параллели находятся! Не в сти¬лизации, а в самой сути той и этой музыки — в стремле¬нии к глобальности, в проникновении в душу слушате¬ля, в предельной искренности. И поэтому я люблю «ме¬талл», который дает возможность, выступая на эстраде, уходить от эстрадности, то есть от развлекательности, бездумности, дает возможность говорить с публикой че¬стно и открыто».
Металлисты — одна из самых многочисленных кате¬горий неформалов. Во всяком случае их намного боль¬ше, чем панков и хиппи, вместе взятых. Если хиппи и панков можно условно назвать «группами образа жизни» (в них объединяются именно для жизни определенным образом), то металлистов специалисты относят обычно к числу неформальных «групп-сателлитов» (групп, соз-даваемых на почве интереса к тому или иному феноме¬ну общественной жизни, творческой личности, спортивной команде и т. д.). По существу, металлисты — нефор¬мальная общность «по интересам», более конкретно — общность, создаваемая любителями определенного на¬правления в рок-музыке.
Металлистами становятся представители самых раз¬ных категорий населения — школьники, студенты, рабо¬чие и др. Однако в основной массе это все же молодые и не очень образованные люди. Как справедливо отме¬чала В. Левичева в журнале «Смена», «поклонники ме¬таллического рока — это в основном выпускники ПТУ, учащиеся техникумов, молодые ребята. Время пребыва¬ния в фан-клубе1 обычно год-два, после этого увлечение вытесняется либо житейскими заботами, либо другими интересами. Надо иметь в виду, что сама музыка «хеви-металл»— это наиболее экспрессивная, с жестким метал¬лическим рисунком, эмоционально напряженная, неус¬ложненная часть рок-музыки. Поэтому неудивительно, что ее поклонники «рекрутируются», как правило, из тех, кто вырастает в эмоционально обедненной среде, включен в достаточно однообразные виды труда и обще¬ния, нередко испытывает дефицит социальной поддерж¬ки».
В среде металлистов немало девушек. Правда, сколь-нибудь разбирающихся в музыке любительниц «метал¬ла» нам встречать не приходилось. Это наводит на мысль о том, что предмет увлечения металлисток — не столько рок, сколько металлисты.
Металлисты делятся на несколько категорий. Среди них существует своего рода элита —■ по-настоящему ув¬леченные, серьезно интересующиеся музыкой молодые люди. Они обычно проводят свободное время в прослу¬шивании музыкальных произведений, обсуждают раз¬личные аспекты предметов своего увлечения. Эта кате¬гория мало интересуется атрибутикой. Истинные знато¬ки «металла» обычно не агрессивны, вполне терпимо относятся к другим неформальным группам и охотно идут на контакты с официальными учреждениями.
— Что бы ты предложил? — спрашивает металлиста по прозвищу Чарли корреспондент ТАСС Владимир Ку¬ликов.
— Дать нам дорогу. Только не пугайтесь, много не попросим. Почему бы в тех же молодежных газетах и журналах не рассказывать о роке, и особенно о «хеви-металл». Ведь вон, например, в соцстранах же знакомы с этим: у меня дома есть журнал из ЧССР «Мелодие», так там про всех рассказано — от Пахмутовой до чугун-но-металлического «Мэноуора». А почему не показывать поначалу хотя бы по телеку передачи о «хеви-металл»?
Вот как описывает свою встречу со знатоками «ме¬талла» нештатный корреспондент рижской газеты «Со¬ветская молодежь» С. Тимофеев:
«— Мама, к нам в гости сейчас придут металлисты, — на всякий случай предупредил я. Мама побледнела и ушла на кухню. Тут как раз и позвонили...
Открываю дверь — и... Где же они, страшные, обвешанные ме¬таллическими цепями и браслетами поклонники «металлического ро¬ка»? Ребята как ребята. Ну прически, может быть, чуть-чуть... ну наклейка с черепом у одного на куртке, ну майка с надписью «АС/ДС». Может, разыграли?
И вот — знакомимся. Им по 15—17 лет. Мои ровесники. Их увлечения могли бы стать и моими. Так чего же я избежал или, наоборот, ,лишился? Пусть объяснят мне это Игорь Б., Миша К., Сережа X., Игорь В. Отвечали они все сразу.
— Пойми, панки предпочитают одеваться в отбросы, чтобы как-то выделяться. И это потому, что ничем хорошим они выделиться не могут. Этим они отличаются от нас, во-первых. Во-вторых, у нас не «только музыка», а музыка, которая нравится, подходит для тебя своим ритмом, своим стилем. Конечно, так считают настоящие металлисты.
А есть еще «фанаты». Их привлекает только внешняя сторона: то, что металлист для иных звучит устрашающе, что можно иметь вид этаких «королей» улицы. Такие совершенно не разбираются в музыке, выбирают для поклонения какую-нибудь одну музыкальную группу, стараясь подстроиться и замаскироваться под любителей «металла». Они-то, кстати, и совершают, как правило, те хулиган¬ства, которые списывают на металлистов».
Категория псевдометаллистов, которую рижские ре¬бята именуют «фанатами», действительно существует. В ряде регионов страны их именуют так же, как и псевдо¬панков, — «лохи». На долю псевдометаллистов и в са¬мом деле приходится большая часть хулиганских выхо¬док, приписываемых металлистам. Для «лохов» харак¬терна поверхностная информированность, в основном на уровне названий ансамблей «металлического рока» и имей их лидеров.
Интересно, что эта же категория обычно и выступает от имени «истинных металлистов» в подростковой среде, берет на себя роль «хранителей чистоты рядов сторон¬ников металла». Играется эта роль самым хулиганским образом. Например, в Ленинграде в 1986—1988 годах практиковалось следующее: к начинающему металлисту, позволившему «нацепить металл», подходила группа «лохов» и просила его назвать 15—20 «металлических» ансамблей. Если несчастному это не удавалось — его тут же избивали. Дескать, он не «настоящий металлист» и не имеет права на ношение «знаков отличия». В Мос¬кве в аналогичных ситуациях задавались контрольные вопросы типа: «Как зовут бабушку Оззи Озборна?» (Озборн — лидер американской группы «Блэк Саббэт»). Не знавшие бабушку немедленно получали по шее.
Одежда и атрибутика металлистов однотипны, но весьма разнообразны. Объекты подражания — солисты различных групп. Индивидуальная «форма» («прикид») металлиста обычно является комбинацией следующих элементов: кожаный ошейник, проклепанный заклепками или усеянный металлическими шипами, аналогичные накладки на плечах и напульсники, клепаная куртка, брюки. Нередко экипировка включает два ремня: один на поясе (функциональный), другой—на бедрах (декоративный). Конечно, оба щедро «украшены» заклепками и тупыми шипами. Многочисленные дополнительные детали выполнены из металла (чаще всего — массивные цепи), кожи или кожзаменителя. Доминирующий цвет одежды — черный, из-за чего металлисты ызывают у старших поколений ассоциации с фашистами.
«Прикид» металлиста в разных регионах страны неодинаков. Например, в Прибалтике длительный период в среде металлистов было модно раскрашивать лица «для выражения жестокости», носить на себе несколько цепей| и острые шипы. В Ленинграде одевали браслеты с плоскими заклепками, куртки из натуральной кожи с прямой молнией и обходились одной цепью. В Москве в о же время чаще можно было встретить куртки из кожзаменителя с косыми широкими молниями, много цепей | браслеты с острыми шипами — так называемые «моргенштерн» («утренняя звезда» — воскрешенное заново название средневекового холодного оружия). К 1987 го¬ду благодаря интенсивным контактам металлистов из различных областей страны произошло некоторое сме¬шение стилей.
Особенности «формы» («металльного прикида») суще¬ственно зависят от направленности творчества любимых групп. Скажем, если в произведениях кумиров достаточно представлена военная тематика — поклонники могут военизировать «прикид» с помощью защитного цвета, элементов формы воздушно-десантных войск и т. д. По¬читатели творчества групп более мягкого, лирического плана («Европа- «Бон Джови» и др.) и одеваются ме¬нее вызывающе.
Любителей разновидности «металла», именуемой «спид металл» (быстрый металл), можно узнать издале¬ка по крайне воинственному «прикиду»: с головы до пит — в черном, увешаны металлическими предметами, Щетинятся остро заточенными шипами. Не редкость — выполненное на футболках или майках фосфоресцирую¬щей краской слово «сатана» на английском языке. В Комплекте с надписью — перевернутый крест на груди. Последние символы связаны с тем, что многие любите¬ли «спид металла» увлекаются культом «церкви сатаны», называют себя «сатанистами». Это движение воз-никло в США в конце шестидесятых годов.
Часть металлистов отказывается контактировать с официальными организациями. В данной среде нередки увлечения ансамблями, призывающими к насилию, вос¬певающими войну. Встречаются и поклонники западных групп антисоветского толка. Эту категорию металлистов называют «черными». Черные металлисты — довольно-таки агрессивная публика. Они часто совершают право¬нарушения, злостно хулиганят, провоцируют столкнове¬ния с другими неформальными группами. В среде чер¬ных металлистов ощущается сочувственное отношение к профашистским группам, замечена и некоторая «мигра¬ция» кадров от черных металлистов к правым экстреми¬стам и обратно.
В деятельности всех категорий металлистов проявля¬ется следующая закономерность: чем лучше молодой че¬ловек разбирается в музыкальных тонкостях, тем мень¬ше его интересует атрибутика, тем меньше он стремится поразить окружающих своим внешним видом.
Вычурно одетые подростки, красующиеся в общест¬венных местах в «металльном прикиде», у старшего по¬коления, разумеется, восторга не вызывают, как, впро¬чем, и у их более развитых в культурном отношении сверстников. И все же мы не торопились бы е безого¬ворочным осуждением металлистов за внешний вид.
Здесь далеко не все однозначно. Подчеркивая, что демократизация нашей жизни должна затронуть не только людей, но и мир окружающих их вещей, В. Левичева пишет: «Кстати, о манерах и одежде. Многие не¬доумевают: к чему им все эти заклепки, цепочки, брас¬леты? Бывает, что и с ответом торопятся: «Оттуда это, из-за кордона». Что ж, многое мы пока носим оттуда, некоторые даже «от Кардена» и «Сен-Лорана». Между прочим, наши «металлисты» в основном дети из. мало¬обеспеченных и среднеобеспеченных семей. «Вы носите золото, а мы — простой металл», — встречался мне и та¬кой мотив. И все-таки нужно за этими «заклепочными чудесами» увидеть реальную и острую социальную проб¬лему: за последние двадцать лет как-то незаметно одеж¬да стала довольно точным показателем имущественных, корпоративных («блатных») и нередко должностных возможностей ее обладателей. Причем в наибольшей степени эти процессы затронули именно динамичную мо¬лодежную моду». Сленг металлистов функционален — в основном со¬стоит из обозначений предметов туалета и различных предметов, используемых в групповой деятельности. Ска¬жем, широкая молния на кожаной куртке именуется «трактором», проклепанные браслеты — «наворотами», пластинки с записями «металла» — «колесами» и т. п.
Лидерами часто являются подростки, обладающие не столько организаторскими способностями, сколько пред¬метами увлечений — пластинками, музыкальными жур¬налами и плакатами. Лидирующие позиции в компании металлистов может помочь завоевать и комната, тем более — квартира, оборудованная под «металлический бункер», увешанная плакатами с изображениями музы¬кантов и оснащенная качественной аппаратурой. Как правило, лидеры информированы и разбираются в «ме-талле» несколько лучше своего ближайшего окружения. Таких знатоков иногда называют «дедами». «Деды» не¬редко злоупотребляют своим авторитетом, жестко вно¬ся коррективы во внутригрупповые отношения. Сущест¬вует тенденция к образованию замкнутых «дедовских» Групп, куда нет доступа «рядовым металлистам».
Следует отметить, что «предметный интерес» метал¬листов— «металлический рок»—-как у нас в стране, так и других странах (например, в Болгарии) еще вызыва¬ет ожесточенные нападки. При этом ценителям «метал¬ла» приходится вести войну на два фронта. Первый из них — обычен и пролегает между поколениями, прием¬лющими и отвергающими рок в принципе, как таковой. Второй фронт пролегает внутри массы любителей рок-музыки. Многие меломаны считают (и не без оснований, М наш взгляд) «металл» деградировавшим в художественном отношении продуктом развития очень интересно¬го в конце 60-х — начале 70-х годов «тяжелого рока». Отсюда — точка зрения, одним из многочисленных выразителем которой является руководитель киевской диско¬теки «Элион» Ф. Терпиловский: «В «хэви металл» есть либо культ насилия, либо средневековая мистика. А вот музыкой как раз и не пахнет. Громкость — «визитная карточка» стиля, один из козырей «рок-металлистов». Но не только громкостью они давят на психику. В ход Идут любые эффекты, главное — создать атмосферу осо¬бого рок-возбуждения».
В целом общественное мнение в нашей стране очень сильно обработано против «металла» в ходе выполнения прессой определенного «социального заказа» в духе самых мрачных застойных времен. В восьмидесятые годы газеты и журналы опубликовали сотни высказываний типа: «Этот стиль рассчитан на людей без социального опыта. Без критического отношения к действительности. На тех, кто видит в моде панацею от всех жизненных проблем. Словом, «хэви металл» держит на мушке тех, кому еще далеко до совершеннолетия. Или — по возра¬сту, или по развитию» (А. Назаров, корр. АПН). С удо-вольствием перепечатывались и соответствующие мне¬ния западных специалистов, скажем Тима Холмса: «Хэ¬ви металл-рок—музыка для мальчиков, еще не пере¬росших своих коротких штанишек. Видимо созна¬вая свою ущербность, хэви металл-рок упорно претен¬дует на причисление к лику Искусства. На какие только ухищрения ни пускаются исполнители... Любая из этих пластинок вводит слушателя в воспаленное сознание прыщеватого подростка...» (статья в журнале «Роллинг Стоун» воспроизводится на страницах «Ровесни¬ка»).
На наш взгляд, эти и аналогичные высказывания со¬держат правду, полуправду и бессмыслицу одновремен¬но.
Правду — потому, что «металлический рок» — музы¬кальное направление, переживающее кризис и во мно¬гих своих не лучших проявлениях апеллирующее к низ¬менным вкусам и инстинктам.
Полуправду — потому, что этот кризис не глубже то¬го, что переживает сегодня, к примеру, оперетта или «классическая» эстрада типа юрмальских представлений. Между тем, несмотря на явные симптомы упадка, в «металле» в настоящее время работают многие виртуо¬зы рока—это направление привлекает ярчайших инст¬рументалистов (в особенности гитаристов), блестящих вокалистов, талантливых постановщиков. В качестве примеров напомним читателю хотя бы гастроли в СССР группы из ФРГ «Скорпиона» или коллектива, приезжав¬шего со шведским гитаристом Ингви Мальмстином. Отличную репутацию «металлу» составляют и выступле¬ния отечественных групп «Мастер», «Черный кофе», «Ария», «Круиз», «Август». Интерес к их творчеству вполне закономерен.
Заметим, что интерес к «металлу» имеет и одну чрез¬вычайно важную немузыкальную причину — в этой му¬зыке воплощается совершенно естественная для подрост¬ка тяга к проявлениям мужественности, силы. В самом этом факте нет решительно ничего дурного. Иное дело, что сила может быть направлена на служение идеалам добра или зла. Но здесь уже встает вопрос о том, куда зовут молодежь те или иные кумиры. Между тем в дан¬ном плане мы имеем очень разные ответы, далеко не все из них против «металла».
И, наконец, о бессмыслице: вряд ли целесообразно попрекать прыщавого подростка прыщами, бескультурного — бескультурьем. В последнее время все чаще в кругах специалистов начинает высказываться мнение, что представление о металлистах как о безнадежных де¬билах, дуреющих от музыкального грохота, провоцирует одних —на проявление нетерпимости к чужим вкусам и увлечениям, других — на «остекленение» в подростковом нигилизме. Очевидно, что подобные результаты нагнета¬ния эмоций по поводу «нездоровых музыкальных увле¬кший юношества» не нужны никому. Видимо, пора за шокирующим поведением металлистов, необычностью их нарядов, пагубностью «мистических» уклонов увидеть живых людей с не очень удачными судьбами, не очень веселыми проблемами, людей, нуждающихся в человече¬ском отношении, уважительном диалоге...


Создан 17 мая 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником